7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря. Написан по заказу прп. Афанасия Высоцкого Старшего в К-поле в 80-90-х гг. XIV в. для белокаменного храма, строившегося в мон-ре с 1381 г. по инициативе кн. Владимира Андреевича Храброго, прислан еще при жизни прп. Афанасия Высоцкого Младшего († 12 сент. 1395) вместе с др. иконами и благословенной грамотой. Ныне 6 икон В. ч. находятся в ГТГ, икона «св. Иоанн Предтеча» в ГРМ (с 1934).
В 20-30-х гг. ХХ в. В. ч. был реставрирован в ЦГРМ («Апостол Павел», 1920, реставраторы Е. И. Брягин, И. И. Суслов, В. К. Тарыгин, П. И. Цепков; «Апостол Петр», 1926; икона Божией Матери, 1929, реставратор Суслов), затем иконы В. ч. были переданы в ГТГ (повторно реставрированы И. А. Барановым «Апостол Петр» (1931), «Христос Вседержитель» (1936), «Арх. Гавриил» (1937), Сусловым «Арх. Михаил» (1937)). В ГРМ в 1935-1938 гг. реставраторы И. Я. Челноков и Л. В. Сосин реставрировали икону «Св. Иоанн Предтеча».
Иконы В. ч. написаны на досках большого, почти одинакового размера, каждая состоит из 3 частей, с широкими полями на лицевой стороне и паволокой крупного плетения. На фоне и полях икон сохранились многочисленные следы гвоздей, к-рыми крепились пластины басменных окладов, а также фрагменты надписей (возможно, греческие), как на иконе с образом ап. Петра. На раскрытом кодексе в руках Спасителя помещена рус. надпись, относящаяся, видимо, к XVI в.
В. ч. принадлежит к «недельным» (7-фигурным) деисусам с поясными изображениями святых, обращенных в молении к центральному образу Вседержителя, в XVI в. чин был дополнен иконами с образами ап. Андрея и ап. Иоанна Богослова (ныне в ГТГ). Одна из иконографических особенностей В. ч.- именословное благословение Христа. Пальцы правой руки Иисуса Христа, покрытой гиматием (ср. с изображением Спасителя на визант. камее кон. XIV в., СПГИАХМЗ - см.: Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. № 4), сложенные для благословения, почти касаются страницы Евангелия. Др. особенность - жест, усиливающий связь иконографической программы В. ч. с таинством Евхаристии: левая рука Богородицы поднята и прижата к груди, как это изображено в композициях «Распятие Господне» и «Не рыдай Мене, Мати» (визант. икона посл. трети XIII в., ГТГ). И третья - в руках ап. Петра полураскрытый свиток с надписью: «Ты еси х[ристос]ъ с[ы]нъ б[ог]а живаго».
Красочная поверхность икон В. ч. очень потерта, почти везде утрачены верхние моделирующие слои, прежде всего высветления, пробела и света на ликах и одеждах, поэтому живопись кажется блеклой. Первоначальная ее палитра была разнообразнее, гармонично сочетались многочисленные полутона, о чем свидетельствует изображение рук Богоматери - уцелевший фрагмент авторского слоя. Бо́льшая часть контуров и ликов на иконах В. ч. прописаны, видимо, неоднократно, с заменой утраченных слоев левкаса и живописи.
В. Н. Лазарев, впервые опубликовавший иконы В. ч., нашел большое число аналогий среди произведений визант. искусства позднепалеологовского периода, и большинство исследователей (напр., О. С. Попова) согласились с принадлежностью В. ч. к кругу традиц. к-польских произведений посл. трети XIV в. (см.: Византия, Балканы, Русь. 1991. С. 29-30). Но Л. И. Лифшиц считает, что состояние красочного слоя не позволяет точно определить те черты стиля В. ч., к-рые могли бы точно указать на место его создания (см.: ГТГ: Кат. собр. С. 161). К особенностям художественного исполнения В. ч. можно отнести сложность и тонкость иконописной техники, с нек-рыми изменениями воспроизводящей классические принципы, структурность письма, подчеркивающую пластику и объем. Крупные, соотносимые с размерами доски фигуры с широкими плечами и утяжеленные силуэты с четкими движениями изящных рук усиливают монументальность образов В. ч.- свойство, к-рое в сочетании с психологической выразительностью ликов на иконах является новаторством в к-польской традиции. В образах В. ч. подчеркивается физическая красота, преображенная внутренним просветлением. Так, в образе св. Иоанна Предтечи сочетаются духовная сила и торжественное, радостное молитвенное предстояние, преобладает светлая печаль общего настроения; аскетические черты, свойственные др. образам пророка, отошли на 2-й план. Наиболее близким по стилистике к В. ч. Лифшиц считает тетраптих кон. XIV в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sotiriou G. et M. Icones de Mont Sinai. Athenes, 1956-1958. T. 1. Fig. 217).
Иконы В. ч. оказали влияние на рус. искусство и, возможно, на распространение поясных деисусных чинов большого размера.